/
Результат поиска


Абраменкова В. В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2005. Вып. 1. С. 103-113.
PDF
Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей, подростков и молодежи – приоритетные проблемы современной российской действительности, от решения которых напрямую зависит будущее страны, возможность ее процветания и национальной безопасности. Автор считает, что методологическими основаниями для создания концепции духовно-нравственного развития ребенка должны быть: Священное Писание, Предание, святоотеческое наследие и наследие русской религиозно- философской традиции, предшествующий психолого-педагогический опыт духовно-нравственного образования и воспитания, арсенал отечественной и зарубежной научной мысли по вопросам духовного развития.
Абраменкова Вера Васильевна
Абраменкова В. В. Агиологическая психология детской святости // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 1 (4). С. 33-57.
PDF
Может ли святость стать предметом научного изучения, задает вопрос автор статьи и, отвечая на него, впервые обращает внимание исследователей на особый тип святости – детский чин и особые традиции почитания детей-святых в Русской Православной Церкви.
Абраменкова Вера Васильевна
Абраменкова В. В. Добро и зло в картине мира современного ребенка // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 131-154.
PDF
Добро и зло – важнейшие нравственные категории, обозначающие предельные свойства бытия: первое – как должное, положительное, гармоничное; второе – как предосудительное, отрицательное, дисгармоничное. Что знает о добре и зле ребенок конца ХХ и самого начала XXI века? В статье исследуется и сопоставляется отношение ребенка к окружающему миру, к семье, школе, своему будущему, выраженное в его рисунках.
Абраменкова Вера Васильевна
Абраменкова В. В. Царские игрушки как инструмент семейного воспитания династии Романовых (к 400-летию Дома Романовых) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 70-80. DOI: 10.15382/sturIV201432.70-80
Статья посвящена анализу игровой среды и прежде всего детских игрушек русских царей династии Романовых. Методом исторической реконструкции выявляются практические основания создания детской игровой среды, описываются игровые наборы, источники их появления. Автор на основе анализа исторических работ, писем и воспоминаний дает краткий обзор игровых материалов в царских семьях конца XVI — начала XX в. Выдвигается положение о том, что игрушка для ребенка — не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Более подробно рассматривается игровая среда детей последнего русского императора — святого царя Николая Второго, для которой характерна исключительная строгость подбора игровых материалов с точки зрения безопасности и нравственности. В статье описываются традиционные, исходя из будущих обязанностей мальчиков и девочек, игрушки для маленьких царевен и царевичей. Раскрывается значение традиционной русской игрушки как универсальной категории бытия ребенка, основы для построения им картины мира, познания духовных основ жизни. Русская традиционная народная игрушка — это идеальный образ мира, выраженный в предметной форме, а кукла — образ идеального человека, образ Божий. В заключение делается вывод о том, что набор игрушек царских детей содержал особый педагогический потенциал: приобщал будущих правителей к народной культуре и ориентировал на ценности и смысл царского служения православного правителя.
игра, игрушки, игровая традиционная культура, воспитание, игрушка как культурное орудие, царская династия Романовых, царские дети, педагогический потенциал.
1. Абраменкова В. В. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка. М., 2010.
2. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М., 2005.
3. Кононов А., свящ. Духовный смысл народной игрушки. [Электронный ресурс.] URL: http://folkportal.3dn.ru/publ/dukhovnyj_smysl_narodnoj_igrushki_iz_ocherkov_po_fi losofi i_igrushki_ierej_andrej_kononov/6-1-0-85
4. Кравцова М. Воспитание детей на примере святых Царственных Мучеников. М., 2002.
5. Лотман Ю. П. Куклы в системе культуры. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1.
6. На детской половине. Детство в царском доме. ОТМА и Алексей. Каталог выставки. ГИМ, 2000.
7. Письма Екатерины II к князю Н. И. Салтыкову // Русский архив. 1864. № 9.
8. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного образования в России XVIII–XIX вв. СПб, 1912. Т. 1.
9. Сочинения Екатерины II. Изд. А. Смирдина. СПб, 1849. Т. 1.
10. Сургучев И. Детство Императора Николая II // Царские дети: Сб. / Сост.: Н. К. Бонецкая. М., 2005.
11. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991.
12. Хренов Н. А. «Человек играющий» в русской культуре. СПб., 2005.
13. Царские дети: Сб. / Сост.: Н. К.Бонецкая. М., 2005.
Абраменкова Вера Васильевна