/
Результат поиска


Абдоков Ю. Б. Метафоро-символическая онтология оркестра и симфоническая метафизика Бориса Чайковского // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 138-152. DOI: 10.15382/sturV201830.138-152
В статье анализируется феномен оркестрового воплощения образов видимого и слышимого мира. Рассматриваются музыкально-поэтические свойства «оркестровой натурфилософии», характерные для творчества крупнейших мастеров разных национальных школ и эстетических направлений; определяется религиозная этимология оркестровой живописи одного из крупнейших русских композиторов ХХ столетия — Бориса Александровича Чайковского (1925–1996). Симфоническая эстетика Б. Чайковского осмыслена как религиозно-метафизический концепт, направленный на соединение человека с миром абсолютных ценностей.
оркестр, тембровая палитра, «оркестровый пантеизм», религиозная этимология, симфоническая метафизика, Борис Чайковский
  1. Гачев Г. Музыка и световая цивилизация. М., 2008.
  2. Гессе Г. Эксцентрические повести / Г. Снежинская, пер. с нем. СПб.; М., 2010.
  3. Жакоте Ф. Пейзажи с пропавшими фигурами / А. Кузнецова, пер. с фр. СПб., 2005.
  4. Иустин (Попович), прп. Философские пропасти / Пер. с серб. М. Яценко под ред. Е. Якушкиной. М., 2005.
  5. Клеопа (Илие), архим. О снах и видениях / З. Пейкова, пер. с румын. М., 2016.
  6. Лосский Н. Философия и публицистика. Избранные статьи. М., 2017.
  7. Рескин Дж. Законы Фиезоло / Пер. с англ. под ред. Л. Никифорова. М., 2007.
  8. Рильке Р.-М. Флорентийский дневник. Из ранней прозы / В. Бакусев, пер. с нем. М., 2001.
  9. Свиридов Г. Музыка как судьба. М., 2002.
  10. Хокинг С., Млодинов Л. Высший замысел / Пер. с англ. М. Кононова под ред. Г. Бурбы. СПб., 2013.
  11. Чоран (Сиоран) Э. Признания и проклятия / О. Акимова, пер. с фр. СПб., 2004.
Абдоков Юрий Борисович
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московская Государственная Консерватория им. П.И. Чайковского; Российская Федерация, Москва,125009, Большая Никитская ул., 13/6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9033-3279;
Электронный адрес: abdokovgeorg@mail.ru.
Абдоков Ю. Б. Оркестровая поэтика пятой симфонии Николая Пейко: этос, лексика, стиль // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 159-174. DOI: 10.15382/sturV201831.159-174
В статье впервые в широком контексте эстетических, лексических, метафизических, образно-поэтических вопросов рассматривается оркестровая и шире трансцендентная поэтика одного из наиболее значимых явлений русской симфонической музыки ХХ столетия — Пятой симфонии Н. И. Пейко. Христианский этос «оркестровой поэзии» исследуется в ракурсе религиозного миросозерцания художника, нашедшего естественное и яркое выражение в сфере непрограммной, светской академической музыки. Оркестровый язык и религиозная, образно-поэтическая онтология партитуры анализируются во взаимосвязи с проблемами ее дирижерской интерпретации.
Николай Пейко, оркестровая поэтика, этос, лексика, симфоническая метафизика, стиль, интерпретация
  1. Гессе Г. Петер Каменцинд. СПб., 1999.
  2. Ионеско Э. Между жизнью и сновидением. СПб., 1999.
  3. Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. М., 2005.
  4. Соловьев В. Красота как преображающая сила. М., 2017.
  5. Флоренский П., свящ. История и философия искусства. М., 2017.
  6. Харт Д. Красота бесконечного: Эстетика христианской истины. М., 2010.
Абдоков Юрий Борисович
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московская Государственная Консерватория им. П.И. Чайковского; Российская Федерация, Москва,125009, Большая Никитская ул., 13/6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9033-3279;
Электронный адрес: abdokovgeorg@mail.ru.