/
Результат поиска


Абдоков Ю. Б. Метафоро-символическая онтология оркестра и симфоническая метафизика Бориса Чайковского // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 138-152. DOI: 10.15382/sturV201830.138-152
В статье анализируется феномен оркестрового воплощения образов видимого и слышимого мира. Рассматриваются музыкально-поэтические свойства «оркестровой натурфилософии», характерные для творчества крупнейших мастеров разных национальных школ и эстетических направлений; определяется религиозная этимология оркестровой живописи одного из крупнейших русских композиторов ХХ столетия — Бориса Александровича Чайковского (1925–1996). Симфоническая эстетика Б. Чайковского осмыслена как религиозно-метафизический концепт, направленный на соединение человека с миром абсолютных ценностей.
оркестр, тембровая палитра, «оркестровый пантеизм», религиозная этимология, симфоническая метафизика, Борис Чайковский
  1. Гачев Г. Музыка и световая цивилизация. М., 2008.
  2. Гессе Г. Эксцентрические повести / Г. Снежинская, пер. с нем. СПб.; М., 2010.
  3. Жакоте Ф. Пейзажи с пропавшими фигурами / А. Кузнецова, пер. с фр. СПб., 2005.
  4. Иустин (Попович), прп. Философские пропасти / Пер. с серб. М. Яценко под ред. Е. Якушкиной. М., 2005.
  5. Клеопа (Илие), архим. О снах и видениях / З. Пейкова, пер. с румын. М., 2016.
  6. Лосский Н. Философия и публицистика. Избранные статьи. М., 2017.
  7. Рескин Дж. Законы Фиезоло / Пер. с англ. под ред. Л. Никифорова. М., 2007.
  8. Рильке Р.-М. Флорентийский дневник. Из ранней прозы / В. Бакусев, пер. с нем. М., 2001.
  9. Свиридов Г. Музыка как судьба. М., 2002.
  10. Хокинг С., Млодинов Л. Высший замысел / Пер. с англ. М. Кононова под ред. Г. Бурбы. СПб., 2013.
  11. Чоран (Сиоран) Э. Признания и проклятия / О. Акимова, пер. с фр. СПб., 2004.
Абдоков Юрий Борисович
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московская Государственная Консерватория им. П.И. Чайковского; Российская Федерация, Москва,125009, Большая Никитская ул., 13/6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9033-3279;
Электронный адрес: abdokovgeorg@mail.ru.
Абдоков Ю. Б. Оркестровая поэтика пятой симфонии Николая Пейко: этос, лексика, стиль // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 159-174. DOI: 10.15382/sturV201831.159-174
В статье впервые в широком контексте эстетических, лексических, метафизических, образно-поэтических вопросов рассматривается оркестровая и шире трансцендентная поэтика одного из наиболее значимых явлений русской симфонической музыки ХХ столетия — Пятой симфонии Н. И. Пейко. Христианский этос «оркестровой поэзии» исследуется в ракурсе религиозного миросозерцания художника, нашедшего естественное и яркое выражение в сфере непрограммной, светской академической музыки. Оркестровый язык и религиозная, образно-поэтическая онтология партитуры анализируются во взаимосвязи с проблемами ее дирижерской интерпретации.
Николай Пейко, оркестровая поэтика, этос, лексика, симфоническая метафизика, стиль, интерпретация
  1. Гессе Г. Петер Каменцинд. СПб., 1999.
  2. Ионеско Э. Между жизнью и сновидением. СПб., 1999.
  3. Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. М., 2005.
  4. Соловьев В. Красота как преображающая сила. М., 2017.
  5. Флоренский П., свящ. История и философия искусства. М., 2017.
  6. Харт Д. Красота бесконечного: Эстетика христианской истины. М., 2010.
Абдоков Юрий Борисович
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московская Государственная Консерватория им. П.И. Чайковского; Российская Федерация, Москва,125009, Большая Никитская ул., 13/6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9033-3279;
Электронный адрес: abdokovgeorg@mail.ru.
Абдоков Ю. Б. У истоков поэтики оркестра // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 181-207. DOI: 10.15382/sturV201935.181-207
Статья посвящена анализу природы понимания оркестрового письма. Обосновывается морфологическая взаимосвязь между художественной практикой и теорией оркестровки как неотъемлемой части процесса сочинения музыки в контексте христианского понимания стилевой этимологии в искусстве. Подчеркивается знаково-семиологический характер оркестрового языка как одного из наиболее совершенных выразителей эстетических и метафизических идей. Методология анализа основывается на рассмотрении искусства оркестровки в контексте широкого спектра профессионально-композиторских и историко-эстетических, философских и религиозных проблем. Опровергается приоритет линейно-эволюционистского подхода в изучении развития оркестровки. Аргументируется недостаточность исключительно инструментоведческих, формально-техницистских оценок важнейших факторов оркестрового стилеобразования. Намечаются способы адекватного научного постижения оркестровой лексики в широком историко-стилевом измерении, с учетом достижений современной исполнительской практики, включая историческую (аутентичную). Впервые формулируются основополагающие категории оркестровой поэтики: логика пространственно-перспективного мышления, тембровое дление, текстурная пластика, колористическая драматургия, оркестровая тектоника, тембровая «оптика», метафоро-символическая онтология оркестра. Поэтический базис оркестрового письма интерпретируется как интегральное единство универсальных (общезначимых) и частных (авторских) эстетических категорий, из которых формируется стиль эпохи, а также поэтическое своеобразие отдельных художественных направлений и авторов. Поэтика оркестрового письма рассматривается как фундаментальная основа современной науки об оркестре, главным принципом которой является извлечение аналитического инструментария из конкретных (анализируемых) художественных артефактов, а не из общеупотребимых, унифицированных схем.
оркестр, поэтика, оркестровка, теория оркестрового письма, оркестровый стиль, инструментоведение, эволюция, стилевая диагностика
  1. Адамович Г. Литературные беседы. (Звено: 1923–1928). М.: Дмитрий Сечин, 2015.
  2. Арнонкур Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди / пер. с нем. С. Грохотова. М.: Издательский дом Классика–XXI, 2005.
  3. Арнонкур Н. Музыка барокко: Путь к новому пониманию / пер. с нем. О. Коваль. М.: РИПОЛ классик, 2019.
  4. Бахтин М. Автор и герой в эстетическом событии. М.; СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2017.
  5. Благодатов Г. История симфонического оркестра. Л.: Музыка, 1970.
  6. Витгенштейн Л. Дневники 1914–1916 / пер. с нем. В. А. Суровцева. М.: Канон, 2015.
  7. Гессе Г. Игра в бисер / пер. с нем. С. Апта. СПб.: Амфора, 1999.
  8. Заболоцкий Н. Мысль — Образ — Музыка // Метаморфозы. Николай Заболоцкий. М.: ОГИ, 2014.
  9. Ионеско Э. Между жизнью и сновидением. Беседы с Клодом Бонфуа / пер. с фр. И. Кузнецовой. СПб.: Симпозиум, 1999.
  10. Карс А. История оркестровки / пер. с англ. Е. Ленивцева, В. Фермана, Н. Корндорфа. М.: Музыка, 1990.
  11. Метнер Н. Муза и мода: защита основ музыкального искусства. СПб: Алетейя, 2019.
  12. Паустовский К. Во глубине России. М.: Книжный Клуб Книговек, 2017.
  13. Свиридов Г. Музыка как судьба. М.: Молодая гвардия, 2017.
  14. Фаулз Дж. Аристос / Пер. с англ. И. Бессмертной. М.: АСТ, 2006.
  15. Хейзинга Й. Тени завтрашнего дня / пер. с нидерландского Д. Сильвестрова. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2017.
  16. Шпенглер О. Закат Европы. Т. I / пер. с нем. К. Свасьяна. М.: Мысль, 1993.
  17. Юнгер Э. Излучения. Кирххорстские листки. 1944–1945 / пер. с нем. Н. Гучинской. СПб.: Владимир Даль, 2002.
  18. Юнгер Э. Семьдесят минуло. 1965–1970 / пер. с нем. Е. Воропаева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2011.
  19. Юнгер Э. Семьдесят минуло. 1971–1980 / пер. с нем. Е. Воропаева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.
  20. Coerne L. The Evolution of Modern Orchestration. N. Y.: The Macmillan Company, 1908.
  21. Gardiner J. E. Васh: music in the castle of heaven. N. Y.: Vintage Books. A Division of Random House LLC, 2015.
  22. Harnoncourt N. «… es ging immer um Musik»: eine Rückschau in Gesprächen. Residenz Verlag, 2014.
  23. Harnoncourt N. Musik als Klangrede. Wege zu einem neuen Musikverstandnis. Essays und Vortäge. Salzburg usw.: Residenz Verlag, 2009.
  24. Harnoncourt N. Töne sind höhere Worte: Gespräche über romantische Musik. Residenz Verlag, 2007.
Абдоков Юрий Борисович
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московская Государственная Консерватория им. П.И. Чайковского; Российская Федерация, Москва,125009, Большая Никитская ул., 13/6;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-9033-3279;
Электронный адрес: abdokovgeorg@mail.ru.